6+
Видеозанятия по обществознанию:
Видеолекции Видеолекции

Расскажите о сайте на своей странице в соцсети:

Лекция 7. Законы рыночной экономики

Рынок предполагает свободную конкуренцию. Конкуренция - это соревнование производителей за право продать товар покупателям. В редких случаях возможна иная конкуренция - конкуренция покупателей за право приобрести товар - но это при дефиците (недостатке) товаров.

Конкуренцию можно разделить на:
 - ценовую - осуществляется посредством уменьшения цены, акциями по временному снижению цен на отдельные товары. Крайняя форма такой конкуренции, - демпинг, - резкое снижение производителем цены на товар даже себе в убыток (ниже себестоимости товара) с целью обвалить спрос на товары конкурента и даже привести его к банкротству;

 - неценовую - осуществляется средствами рекламы, повышением качества товара или обслуживания.

Конкуренция - важнейшее качество рынка. Она приводит к повышению качества товаров, качества обслуживания покупателей, снижению цен на товары. Конкуренция предотвращает завышение цен производителями. Вместе с тем, конкуренция привносит элемент нестабильности - некоторые предприятия, даже социально значимые, если их товары будут невостребованными, могут разориться. Востребованность товаров и услуг зависит не только от качества, цены, но и от платёжеспособности покупателей.

На рынке взаимодействуют производитель (продавец) и потребитель. Первый формирует предложение, второй - спрос. Спрос - это желание и возможность покупателя приобрести товар. Предложение - это желание и возможность производителя продать товар. Объёмы спроса и предложения на рынке уравновешивает цена. Цена, уравновесившая спрос и предложение, называется равновесной. При уменьшении цены растёт спрос и уменьшается предложение, и наоборот. К увеличению цены приводит рост спроса на товары или услуги, или снижение предложения. Наоборот, при увеличении предложения товаров и услуг. либо снижения спроса на них цена уменьшается. В этом и состоит смысл закона спроса и предложения на рынке. Отобразим его на графике, где Q - объём спроса или предложения, а P - цена товара:


При снижении цены спрос растёт, а предложение снижается. В таких случаях возможно появление дефицита товаров - недостатка товара на рынке. Наоборот, если цена растёт, спрос уменьшается, а предложение увеличивается. В случае несоразмерного увеличения цены по разным причинам возможен кризис перепроизводства - переполнение рынка товарами (избыток товаров), которые покупатели не желают приобретать по завышенным ценам.

Спрос на разные товары при изменении цены ведёт себя по-разному. Это зависит от эластичности спроса - степени его изменения при колебаниях цены. Эластичный спрос на товары сильно меняется даже при не очень больших колебаниях цены. В качестве примера таких товаров можно привести предметы роскоши, ценные бумаги, золото и т.п. Товары с неэластичным спросом востребованы даже при значительных колебаниях цены. К товарам с неэластичным спросом можно отнести повседневную одежду, продукты питания - их будут покупать даже при значительном повышении цены. Рынки таких товаров склонны к завышению цен - ибо покупатели будут приобретать товары даже при большом завышении цен. Поэтому такие рынки государство, как правило, контролирует.

Среди законов рыночной экономики выделяют также закон убывающей предельной полезности. Он отражает взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы. Закон утверждает тот факт, что по мере увеличения количества потребляемого блага, общая полезность (TU) от его потребления возрастает, но во все меньшей пропорции, а предельная полезность (MU), или дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы, будет сокращаться. 

Общая полезность (возрастает с увеличением количества потребляемых благ, но с замедлением темпов увеличения полезности).

Предельная полезность (рассчитывается в отношении каждой единицы потребляемого блага. Полезность последующей единицы блага будет меньше для потребителя, чем полезность предыдущей).

На первый взгляд сложный закон убывающей предельной полезности можно легко понять на следующем примере. Человек голоден. Он начинает потреблять пирожки. С увеличением количества потреблённых пирожков их общая полезность растёт (в разумных пределах, конечно). Если человек утолил голод, остальные пирожки он может продать. Чем больше пирожков у него - тем больше их общая полезность. Но с получением каждого нового пирожка предельная полезность каждого из них уменьшается. Самый важный для голодного человека - первый пирожок. Второй - уже менее значим. Десятый - его можно разве что продать "за копейки".

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:


Top