6+
Видеозанятия по обществознанию:
Видеолекции Видеолекции

Расскажите о сайте на своей странице в соцсети:

Лекция 18. Мировая экономика

Мировая экономика — это противоречивая цело­стность национальных экономик, связанных между со­бой международными экономическими отношениями на основе международного разделения труда.

Структура мировой экономики: развитые страны с рыночной экономикой (25 государств); развивающиеся страны с рыночной экономикой (132 государства); страны с переходной экономикой (от административ­но-командной к рыночной) (28 государств). Отсталые страны. имеющие, как правило, командную экономику, не являются часть мировой экономической системы (Северная Корея, Куба и т.д.).

Мировая экономика формирует  мировой рынок. Мировой рынок — это совокупность рыночных от­ношений между странами на основе международного разделения труда. В основе функционирования мировой экономики ле­жит международное разделение труда, которое предпо­лагает устойчивый международный обмен, или коопера­цию. Международное разделение труда (МРТ) — это устойчивое производство товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчете на международный рынок.

Можно выделить формы международного разделения труда:
- общее МРТ – специализация по отраслям и сферам экономики. К примеру, Россия развивает нефтедобывающую промышленность, Германия - производство автомобилей разных марок;
- частное МРТ – специализация на выпуске отдельных видов готовой продукции и услуг. Пример: Германия специализируется на выпуске автомобилей марки "BMW", а Россия - "Лада";
- единичное МРТ – специализация на производстве отдельных узлов, стадиях технологи­ческих процессов. Этот вид международного разделения труда предполагает наиболее тесное сотрудничество между странами. К примеру, технология производства смартфонов марки "iPhone" разрабатывается в США, при его производстве используются микросхемы, другие детали из стран Европы, а сборка товара осуществляется в Китае.

Международное разделение труда основывается на международной специализации. Международная специализация – сосре­доточение в отдельных странах производства определен­ных товаров для последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребнос­тей других стран, предъявляющих спрос на этот товар. Предпосылками международной специализации могут быть: природные условия страны (климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов); уровень экономического и научно-технического развития (экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развиваю­щиеся страны — на производстве сырья); сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров.

Национальные экономики взаимодействуют между собой при помощи внешнеэкономических связей, или международных экономических отношений. Международные экономические отношения (МЭО) — это комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государства­ми, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.

Показателями международных экономических отношений в каждой стране выступают:

- экспорт (лат. exportare вывозить) – перемещение товаров и услуг за границу для их реализа­ции на мировом рынке;
- импорт (лат. importare — ввозить) – ввоз товаров и услуг для продажи их на внутреннем рынке;
- сальдо (ит. saldo — расчет) торгового ба­ланса — разница между экспортом и им­портом за определенный период.

Международная специализация, международный обмен выступают, как правило, в роли факторов ускорения экономического развития всего мира. Страны благодаря им сближаются и в экономическом плане. Однако, свободная конкуренция  товаров, произведённых разными государствами в одной стране может нанести непоправимый вред её производителям. Особенно это касается государств со слаборазвитой промышленностью. К примеру, если в России слабо развито машиностроение, то абсолютно свободная торговля зарубежными автомобилями может попросту "убить" отечественную автомобильную промышленность. С целью регулирования международной торговли и регулирования допуска зарубежных товаропроизводителей государства могут использовать такие виды политики, как:
- протекционизм - политика защиты отечественного производителя. Наиболее часто проявляется в повышении таможенных пошлин, запрете допуска некоторых зарубежных товаров на отечественные рынки. К примеру, Россия ограничивает ввоз зарубежных автомобилей, устанавливая на них таможенные пошлины;
- фритредерство - политика свободного допуска зарубежных товаров на отечественные рынки. К примеру, в странах Европы, объединённых в шенгенскую зону, существует политика свободной торговли. Товар может легко перемещаться из Франции в Германию или любую  другую страну Европейского Союза.

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:


Top