6+
Видеозанятия по обществознанию:
Видеолекции Видеолекции

Расскажите о сайте на своей странице в соцсети:

Лекция 1. Человек как член общества

Выберите вариант работы с материалом:





Человек – это биосоциальное существо, или, по мнению многих современных учёных – биопсихосоциальное существо. В этом определении чётко выражены два начала человека - биологическое и социальное. Биологическое включает то, что «досталось» человеку от природы. Это начало получило название «индивид». Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, отличающийся от других биологическими признаками – внешностью, ростом, весом и т.п. Социальное начало человека аккумулировано в понятии «личность». Личность – комплекс социально значимых качеств человека, характеризующих его как члена общества – гражданская активность, взгляды, знания, умения, навыки. Личность формируется только в обществе, во взаимодействии с другими личностями. Таким образом, человек аккумулирует в себе понятия «индивид» и «личность». 

К примеру, Вы как человек обладаете биологическими чертами (у Вас какой-либо вес, рост, цвет глаз) - и всё это характеризует Вас как индивида, а также социальными характеристиками (Ваш характер, умения, навыки и т.п.) - они аккумулируются в понятии "личность". Человек как член общества проявляет себя именно в понятии "личность". 

Сущность человека можно выразить формулой: ЧЕЛОВЕК = ИНДИВИД + ЛИЧНОСТЬ. Сюда можно добавить еще психику. Психика – феномен, по поводу которого в науке много споров. Её нельзя отнести однозначно ни к биологической, ни к социальной природе человека. Психика – существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Другими словами, психика - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функциюБольшинство учёных считает, что важнейшие компоненты психики закладываются при рождении, т.е. от природы, однако её развитие осуществляется уже в течение жизни человека. Психикой обладают и животные. К примеру, разные собаки различно реалируют на вызовы внешней среды. Одна может испугаться и убежать, другая - начать лаять и бросаться "в бой". За эти реакции отвечает психика. Безусловно, психика человека намного более сложная и высокоорганизованная, нежели у животных. 

В отношении многих людей иногда употребляют слово «индивидуальность». Индивидуальность – это яркое, неповторимое своеобразие биологического и социального в человеке. Яркий комплекс его как биологических, так и личностных черт. К примеру, о великом русском поэте А.С. Пушкине с уверенностью можно сказать, что он ярчайшая индивидуальность - все легко узнают на картинах его профиль (это биологические черты), а стихотворения поэта являются сокровищницей русской культуры (яркие проявления личности).

В трактовках человека возможны две крайности. Абсолютизация биологического начала называется биологизаторством (биологизаторским подходом). По мнению сторонников этой крайности, судьба человека уже предопределена от рождения; по наследству передаются почти все основные качества человека. Социологизаторство (социологизаторский подход) - подход, абсолютизирующий социальные качества человека. Сторонники данного подхода, среди которых можно выделить Дж. Локка, считали, что новорождённый человек - "чистая доска", и опыт социальной жизни напишет на ней свои письмена. Этих двух крайностей желательно избегать в понимании человека. 

Человек - сложнейший феномен. В науке до сих пор не решён вопрос о сущности его происхождения. Процесс появления и становления человека называется антропогенезом. 

Можно выделить несколько основных теорий антропогенеза, сложившихся в науке:

  • религиозная теория - предполагает рассмотрение божественного происхождения человека. Человек - "образ и подобие Божье", творение бога. Данная теория, безусловно, представлена в Библии, Коране и т.д.; 
  • теория палеовизита - рассматривает внеземной источник происхождения человека. По мнению сторонников данной теории, пришельцы из космоса привнесли на Землю человеческие существа. Эта теория сегодня не пользуется популярностью; 
  • теория эволюции - предполагает поиск причин появления человека в биологической эволюции животных. Автор этой теории - Ч. Дарвин. По мнению сторонников этой теории, человек генетически связан с высшими млекопитающими, и, прежде всего, некоторыми наиболее развитыми обезьянами. С развитием эволюции появилось сознание, язык и иные социальные качества человека; 
  • трудовая теория - выделяет в качестве главной причины появления и становления человека современного типа труд. Авторы этой теории - К. Маркс и Ф. Энгельс. Теория труда как главного фактора антропогенеза не противоречит теории эволюции, являясь, скорее, её продолжением. 

Современный человек отличается от животных социальными качествами. Основные отличия связаны с тем, что человек: обладает членораздельной речью и мышлением; способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности (поведение животного изначально запрограммировано генетически; животное не осознаёт последствий своих действий); преобразует окружающую действительность;  способен изготовлять орудия труда и использовать их при производстве материальных благ; удовлетворяет не только биологические, но и социальные потребности (поведение животных регулируется инстинктами, а их эмоции - проявления психики). 

Бобр, который строит плотину, не осознаёт сам процесс деятельности и не планирует строительство плотины - все его действия регулируются заложенными природой инстинктами. Разные собаки могут различно реагировать на внешние раздражители - одна громко лаять, другая, к примеру, убегать или затаиваться. Но и этого они не осмысливают - это лишь проявления психики и инстинктов. А психика может и у животных быть разной. 

Взаимодействие человека с природой сегодня противоречиво. С одной стороны, человек может защищать экологию, ограничивать вредное воздействие на неё; с другой - загрязнять природу, проявлять потребительское к ней отношение. 

Рождённый человек имеет задатки. Задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Иными словами - природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности. Задатки передаются по наследству. Разовьются ли задатки в способности - зависит от жизненного пути человека, от его воспитания и обучения. Но даже не имея задатков, можно развить способности, просто это будет делать сложнее. Немало примеров, как имея слаборазвитые задатки, человек достигал высот. К примеру, И.А. Бунин, который довольно плохо учился в гимназии г. Ельца, имел далеко не отличные отметки по литературе, даже не закончил гимназический курс - однако это не помешало ему стать известным русским писателем и поэтом. Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности определяют успех человека в какой-либо сфере деятельности. Формируются они в ходе процессов обучения, воспитания, социализации. Т.е. способности социальные по сути. Например, о человеке можно сказать - "он способный математик". Т.е. человек может неплохо разбираться в математических формулах, может хорошо решать задачи и т.д. Иногда способности могут развиться в талант. Талант - высочайшая ступень развития способностей, определяющая яркий, особенный успех человека в одной из сфер деятельности. Талантливый математик - это не просто способный математик. Первый - может решать такие задачки, которые второму и "не снились". Талантливый человек может создавать яркий, уникальный продукт в избранной сфере деятельности. Редко кто обладает гениальностью. Гениальность - это высшая ступень развития способностей, которая предопределяет особый успех человека сразу в большинстве сфер деятельности. К примеру, родившийся человек имел задатки гуманитария - его родители также проявляли успехи в этих науках. Получив высшее педагогическое образование, он стал способным учителем истории. Его ученики легко воспринимали объяснения учителя, с интересом занимались. Возможно, учитель стал выдающимся, победил в конкурсах "Учитель года", его ученики достигли значительных результатов в олимпиадах - тогда о нём можно сказать, что он талантлив. А вот о М.В. Ломоносове с уверенностью можно заявить, что он гениален. Его уровень способностей позволил ему стать известным физиком, математиком, химиком, историком и т.п. "Он был сам нашим первым университетом" - сказал о нём А.С. Пушкин.


Видеолекция по теме:


Проверьте себя и решите тест по теме:

Тест по теме "Человек как член общества"


Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:



Top