6+

Лекция 13. Социализация индивида

Становление личности происходит в процессе социализации. Социализация – это процесс освоения человеком социальных, культурных и иных норм жизни в обществе. Другими словами – процесс приобщения человека к обществу. Возможна ли социализация вне общества? Нет, конечно. Давайте вспомним Маугли из известного произведения Р. Киплинга. Воспитанный волчьей стаей, он не стал личностью и не мог вести себя в обществе так, как ведут себя социализированные люди.

Социализация продолжается всю жизнь – от рождения человека и до смерти. Психологи считают, что её темпы с взрослением и развитием человека замедляются – так, серединой социализации многие учёные предлагают считать возраст три года – к этому времени социализирующаяся личность усваивает примерно половину личностных качеств. Исходя из этого, наиболее важными для социализации являются первые годы жизни человека. Давно замечено, что маленькие дети довольно быстро приобретают умение говорить на родном языке, взрослые же, даже если переедут в страну изучаемого языка и будут ежедневно контактировать с его носителями, потратят годы и десятилетия для овладения языком.

В процессе социализации человек контактирует с множеством других личностей, которые и становятся для него посредниками социализации – они называются агентами социализации. Агенты социализации передают социальные, культурные и иные нормы, которые усваивает человек, часто являются примером или контрпримером для социализирующейся личности. Человек идентифицирует, т.е. сравнивает себя с агентами социализации – в этом и заключается важнейший механизм социализации. Во многом наша личность – это результат множества идентификаций себя с другими, комплекс отдельных черт поведения наших агентов социализации, на которых мы когда-то хотели быть похожими, копировали их манеры поведения.

Социализация подразделяется на два вида: 1) стихийная, осуществляемая в общении со сверстниками, иными людьми; 2) целенаправленная, которая происходит в специально созданных учреждениях – детских садах, школах, колледжах, вузах и т.п. Из них первая – самая сильная по воздействию на личность. В чём причина? Стихийная социализация осуществляется почти беспрерывно – общается человек на улице, едет в общественном транспорте, ведёт переписку с другом в социальных сетях, даже смотрит фильм или читает новости. Целенаправленная же социализация осуществляется лишь периодически – на уроках в школе, внеклассных мероприятиях, официальных мероприятиях и т.п.

Социализацию можно также разделить на первичную и вторичную. Первичная осуществляется ближайшим окружением человека. Её агенты – родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, сверстники, другие близкие для человека люди. Первичная социализация наиболее активно осуществляется в детстве и юности, хотя сохраняет своё значение и для взрослых людей. Вторичная социализация связана с формированием гражданских, профессиональных и иных качеств личности. Такая социализация осуществляется агентами, менее важными для человека, нежели агенты первичной социализации – представителями администрации школы, вуза, предприятия, армии, полиции, суда, церкви и т.п.

Социализация – процесс сложный и противоречивый; новообразования личности часто противоречат уже сложившимся взглядам, убеждениям, чертам характера и иным особенностям личности. Во многом поэтому в процессе социализации периодически могут возникать личностные кризисы, сопровождающиеся депрессивными состояниями, эмоциональными переживаниями, «ломкой» характера.

Наряду с социализацией возможна десоциализация – утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей. Десоциализация может приводить к деградации личности. Пример – человек, злоупотребляющий спиртными напитками, нарушающий общественные нормы, не всегда же был таким. По разным причинам у него могла произойти десоциализация, которая и привела к такому состоянию.

В отношении таких людей общество пытается осуществлять ресоциализацию - восстановление когда-то утраченных норм, ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному образу жизни. С целью ресоциализации в обществе созданы колонии и тюрьмы, иные исправительные учреждения, а для подростков - спецшколы.

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:


Top