Лекция 11. Отклоняющееся поведение и его типы
Поведение человека и жизнь всего общества регулируется, прежде всего, социальными нормами. Они придают обществу стабильность и предсказуемость, стандартизируют в некоторых чертах поведение всех людей. Социальные нормы предполагают то, что одни люди ожидают от других их соблюдения. Однако, это бывает далеко не всегда так. Социальные нормы иногда нарушаются в любых обществах.
Нарушение общепринятых норм является признаком девиантного поведения. Девиантное поведение - поведение индивида в обществе, не соответствующее общепринятым социальным нормам. Такое поведение может быть негативным (т.е. несущим отрицательные последствия для общества и индивида - например, наркомания, гомосексуализм и т.п.) и позитивным (предполагающим положительные последствия - например, поведение непризнанного гения, неизвестного музыканта, исполняющего в переходе песни собственного сочинения для обретения популярности и заработка).
Поведение, преступающее закон, называется делинквентным. Такое поведение всегда несёт отрицательные последствия. И даже если человек нарушает закон, казалось бы, для блага общества, он тем самым расшатывает сам закон, показывает другим необязательность его соблюдения. Делинквентное поведение влечёт юридическую ответственность.
Таким образом, делинквентное поведение - это одна из разновидностей девиации, запрещённая законом. Государство с проявлениями такого поведения ведёт борьбу.
Девиация может иметь как индивидуальный, так и коллективный характер. Зачастую индивидуальная девиация трансформируется в коллективную, и наоборот. В связи с этим можно выделить т.н. группы риска - категории населения, социальные группы, подверженные более других к проявлению девиантного поведения. К примеру, группами риска являются некоторые слои молодёжи, ярко противопоставляющие себя и своё поведение обществу.
С такими группами обществу надо работать. Это не значит, что необходимо запретить и как-то наказывать любое проявление девиации, но бороться с делинквентным поведением, а также с отдельными формами негативной девиации, необходимо. Кроме того, важно создать организации, оказывающие воспитательное воздействие либо социальную помощь тем, кто подвержен проявлению негативного девиантного поведения.
Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях: