Раздел 1. Человек и общество

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о предмете, о всех его свойствах.

Агностицизм - философское направление, отрицающее возможность полного познания мира.

Анимизм – вера в существование душ, одухотворение материального мира, его предметов.

Антропогенез - процесс появления и становления человека; этап биологической эволюции, который привёл к появлению и развития рода homo sapiens (человек разумный).

Волюнтаризм – представление об абсолютности свободы, основанной на воле человека.

Восприятие – одна из форм чувственного познания; отражение целостного облика предмета при непосредственном его воздействии на органы чувств; целостный облик предмета, воздействующий на органы чувств.

Гениальность человека - высшая ступень развития способностей, которая предопределяет особый успех человека сразу во многих сферах деятельности.

Гипотеза – предположение, основанное на интуиции, научных законах, косвенно затрагивающих проблему исследования, фактах, известных науке.

Гностицизм (оптимизм) - философское направление, утверждающее принципиальную познаваемость мира, отмечающее, что пределом познания в настоящее время является только уровень развития техники, методики познания.

Заблуждение - субъективное знание, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину.

Задатки человека - анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей; природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности.

Закономерность – установленная наукой связь между двумя или более явлениями, фактами.

Знание - результат познания, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения и воспроизведения в идеях, законах, теориях предметов реального мира и взаимосвязей между ними.

Индивид – это отдельный представитель человеческого рода (homo sapiens - человек разумный), отличающийся от других биологическими признаками – внешностью, ростом, весом и т.п.

Индивидуальность – это яркое, неповторимое своеобразие биологического и социального в человеке; своеобразие психики и личности человека.

Интерес – целенаправленное, эмоционально окрашенное отношение человека к объекту его потребности.

Интуиция - непосредственное постижение истины в результате "озарения", внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление.

Истина – это знание, соответствующее предмету познания, действительности; результат познания.

Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящее устоям духовной жизни народа, «официальной» культуре, традиционным субкультурам. 

Культура - в широком смысле комплекс постоянно обновляющихся форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности всех людей во всех сферах общественной жизни; в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, передаются, потребляются духовные ценности; в наиболее узком смысле – совокупность норм, определяющих поведение человека; степень воспитанности человека.

Личность – комплекс социально значимых качеств человека, характеризующих его как члена общества – гражданская активность, взгляды, знания, умения, навыки.

Ложь - намеренное искажение действительности.

Магия – вера в способность человека с помощью ритуальных действий влиять на силы природы.

Менталитет - совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций, установок, присущих социальной или этнической группе, нации.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и его место в мире; совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих общее видение, понимание мира, места человека в этом мире.

Мораль - форма общественного сознания, включающая ценности, правила, требования, регулирующие поведение людей; это принятые в обществе представления людей о правильном и неправильном (аморальном) поведении, о добре и зле.

Наука - это 1) социальный институт, представленный особыми учреждениями, производящими новые научные знания; 2) отрасль духовной деятельности, направленная на получение новых знаний для общества; 3) особая система знаний.

Научная революция - коренное изменение системы научных знаний; смена научных парадигм.

Научный закон – доказанная наукой закономерность, объективная, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями, фактами, процессами.

Общество (социум) - в широком смысле обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира. включающая людей, способы и формы их взаимодействия между собой; в узком смысле круг людей, объединённых общностью цели, интересов, происхождения и т.п., либо выделенных на основе какого-то признака; в историческом смысле конкретный этап развития народа, государства.

Объективная истина – знание, не зависящее от познающего субъекта (человека).

Относительная истина – это знание о части предмета, как правило видимой, лишь о некоторых его свойствах; неполное знание об объекте познания.

Ответственность - субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также их последствия; определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований.

Ощущение – одна из форм чувственного познания; отражение отдельных свойств предмета, явления, как правило в первые секунды контакта с ним органами чувств.

Парадигма – крупное научное открытие, изменяющее вектор развития науки и являющееся образцом постановки и решения научных проблем на определённое время вперёд.

Познание – это процесс получения нового знания, отражения объективной реальности в сознании человека.

Понятие – одна из форм рационального познания; слово, термин, мысль, отражающие существенные признаки объекта познания.

Потребность человека – это его нужда в чём-либо, удовлетворение которой принесёт улучшение физического или духовного состояния человека.

Практика – целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности; критерий истины.

Представление – одна из форм чувственного познания; сохранение и воспроизведение в сознании обобщённого образа предмета без непосредственного контакта с ним органами чувств; чувственно-наглядный образ предмета, сохраняемый в памяти.

Прогресс - развитие от менее совершенного к более совершенному, усложнение, улучшение.

Психика – существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность; комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: ощущения, восприятие, память, эмоции и т.п.

Рационализм - философское направление, признающее разум главным источником познания.

Рациональное познание – это познание с помощью разума, которое выражается в трёх формах: понятие, суждение, умозаключение.

Революция - резкое, коренное изменение, приводящее к переворотам во всех сферах жизни общества.

Регресс - переход от более совершенного к менее совершенному, упрощение, ухудшение.

Религия - в широком смысле – это вера в сверхъестественное, в бога; в узком смысле – система верований и обрядов, объединяющая людей, их признающих и поддерживающих, в единую общность (конфессию).

Реформа - как правило, медленное изменение, затрагивающее отдельные стороны общественной жизни.

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

Скептицизм (в науке о познании) - философское направление, которое не отрицает принципиальной возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, выполняющих определённые функции в обществе, урегулированная однородными законами, обычаями и др. социальными нормами.

Способности человека - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности; качества личности, определяющие успех в какой-либо сфере деятельности.

Субкультура – часть общей культуры народа, нации, система ценностей, присущая какой-либо социальной группе.

Сублимация - перенос энергии неудовлетворённой нижестоящей потребности на актуализацию и удовлетворение вышестоящей.

Субъективная истина – знание, зависящее от мнений, оценок субъекта познания (человека).

Суждение – одна из форм рационального познания; мысль, выраженная во фразе, предложении, которая устанавливает связь между двумя или более понятиями; мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете.

Табу - запреты на определённые, социально неприемлемые формы поведения.

Талант человека - особая ступень развития способностей, определяющая яркий, неповторимый успех человека в одной из сфер деятельности.

Теория – наиболее развитая форма научного знания, целостно отображающая закономерные и существенные связи в определённой области действительности.

Тотемизм – поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку, вера в покровительство какого-либо вида животных или растений.

Умозаключение – одна из форм рационального познания; получение нового знания на основе связи двух или более суждений; иными словами – вывод.

Фатализм – представление о подчинении всех процессов в мире необходимости, иллюзорности свободы.

Фетишизм – вера в особые свойства, покровительство предметов, объектов материального мира.

Церковь - социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (принципы вероучения), который определяет содержание религиозной этики и деятельности, обрядов и культов.

Человек – это биосоциальное существо, или, по мнению многих современных учёных – биопсихосоциальное существо, включающее индивидное и личностное начала, а также психику (человек = индивид + личность +психика).

Чувственное познание – это познание с помощью органов чувств – зрения, осязания, слуха и т.п., выражающееся в ощущении, восприятии, представлении.

Эмпиризм - направление в философии, признающее опыт, чувственное познание единственно достоверным источником знаний о мире.



Top