6+
Видеозанятия по обществознанию:
Видеолекции Видеолекции

Расскажите о сайте на своей странице в соцсети:

Лекция 6. Рынки. Классификация рынков

Рынок в обществознании понимается в двух смыслах:
1) в узком смысле - конкретное место встречи покупателя и продавца с целью обмена товаров. Например, в каждом городе есть свой рынок. Часто его называют Центральным рынком - это пример рынка в узком смысле;

2) в широком смысле - совокупность отношений, форм сотрудничества между покупателями и продавцами по поводу обмена товаров. Пример: российский рынок жилья - это не конкретное место встречи покупателей и продавцов, а совокупность отношений по поводу обмена жильём.

Чтобы возник рынок, необходимо товарное хозяйство (производство товаров для продажи) и общественное разделение труда (сужение трудовых функций работника, специализация разных людей на различных производствах). Специализируясь на чём-то, человек вынужден обменивать продукты своего труда на другие товары, которые он не производит и не умеет производить.

Важнейшее условие возникновения рынка - экономическая самостоятельность производителя и покупателя. Отсюда - нерегулируемое предложение (производитель сам решает, сколько производить и что продавать), нерегулируемый спрос (покупатель сам решает, что приобретать и в каком количестве), нерегулируемая цена. Государство не вмешивается в формирование этих показателей. Цена сама уравновешивает объём спроса и предложения. Такая цена называется равновесной ценой.

Рынок выполняет целый ряд функций:
 - посредническая - рынок связывает покупателей и продавцов, выступает посредником в отношениях купли-продажи;
 - ценообразующая - рынок определяет цену товара, уравновешивая спрос и предложение, предотвращая конфликт покупателя, желающего купить дешевле, и продавца, стремящегося продать товар дороже;
 - информационная - рынок информирует о процессах купли-продажи, объёмах производства и спроса на товары;
 - регулирующая - рынок регулирует общественное производство, обеспечивает перетекание капиталов из одной сферы в другую. Рынок быстро займёт незанятые, но нужные покупателям сферы;

 - оздоровительная (санирующая) - рынок освобождает экономику от неэффективной хозяйственной деятельности, приводит к банкротству предприятия, которые производят невостребованную продукцию.

Рынки можно классифицировать по степени территориальной ограниченности или распространённости на:
 - мировые - не имеют территориальных ограничений; часто его субъектами становятся сами государства. Пример - мировой рынок нефти;
 - национальные (всероссийский рынок) - рынки, товары и услуги на которых ограничены по распространению только территорией государства. Пример - всероссийский рынок услуг сотовой связи, на котором основные производители услуг (Билайн, Мегафон, МТС и Nеле2) продают их на территории всей России;
 - региональные - рынки, ограниченные территорией одного или нескольких регионов. Пример - рынок липецкой минеральной воды, которая распространена в магазинах Липецкой и соседних областей;

 - местные - рынки, ограниченные территорией одного населённого пункта. К примеру, местным рынком будет рынок магнитов-сувениров с изображением видов города Ельца. Такие товары можно купить, как правило, только в Ельце.

По отношению к действующему законодательству рынки бывают легальные (законные) и нелегальные (не соответствующие закону). Государство ведёт борьбу с теневыми (нелегальными) рынками.

По критерию товаров и услуг, продающихся на рынке, можно выделить следующие виды рынков:
- рынки потребительских товаров (одежды, бытовой техники и т.п.);
- рынки средств производства (на них продаются средства производства - станки, фабрики. заводы, инструменты и т.п.);
- рынки труда (на них объектом купли-продажи является труд как фактор производства);
- рынки земли;
- рынки капитала (объект купли-продажи на таких рынках - капитал как фактор производства);
- рынки валютные (рынки иностранных денежных единиц);
- рынки инвестиций (объектом купли-продажи на них являются долгосрочные вложения средств - т.е. инвестиции);
- рынки фондовые (рынки ценных бумаг - акций, облигаций, векселей и т.п.);
- рынки информации (объект купли-продажи на них - информация как фактор производства).

По критерию объёма товаров и услуг, продающихся на рынке, выделяют:

- розничные рынки - на них покупаются и продаются единичные товары или услуги;
- оптовые рынки - на них продаются товары и услуги крупными партиями. Участниками таких рынков, чаще всего, являются предприниматели, торговые фирмы, приобретающие крупные партии товаров для того, чтобы потом их реализовать в розницу по более высокой цене.
Рынки часто испытывают тенденции монополизации (ограничения конкуренции, захвата рынка крупными производителями). Причинами монополизации могут выступать сговоры производителей, слияния (объединения фирм), нечестная и агрессивная реклама и т.п. По степени монополизации рынки можно разделить на:
 - рынки совершенной конкуренции - на таких рынках представлены множество производителей, конкурирующих между собой. Их влияние на цены ничтожно - сговориться они не могут - производителей просто слишком много; завысить цену для одного производителя будет означать невостребованность его продукции. В реальности такие рынки не существуют - конкуренция ограничивается в разной степени на любом рынке. Наиболее близким примером к рынку совершенной конкуренции может быть рынок овощей летом;
 - рынки монополистической конкуренции - рынки, на которых представлен один крупный производитель и множество мелких, которые составляют ему лишь слабую конкуренцию. Примером такого типа рынка может быть рынок проводной телефонной связи в большинстве населённых пунктов - представлен один крупный поставщик услуг ("Ростелеком"), а в некоторых многоквартирных домах также предлагают свои услуги телефонной связи другие коммерческие предприятия;
 - рынки олигополистические (рынки олигополии) - на таких рынках представлены олигополии - крупные предприятия, которые наряду с несколькими другими делят рынок. Пример - рынок услуг сотовой связи России, на котором представлены всего четыре крупных компании. Влияние олигополий на цены значительно - они просто могут договориться о завышении цен;
 - рынки монопольные (рынки чистой монополии) - рынки, полностью занятые одним производителем. Производитель сам устанавливает цены. В России примером монопольного рынка может быть рынок услуг скоростных подземных перевозок пассажиров в Москве - метро. Конкуренции там нет;
- рынки монопсонистические (рынки монопсонии) - на них доминирует единственный покупатель - монопсония. Это редкие виды рынков. Пример - рынок танков, где покупателем может быть только государство. Приобретение оружия, и, тем более, танков, иными участниками рынка карается Уголовным кодексом.

Особый вид рынка - биржа. Это высокоорганизованный, постоянно действующий рынок однородных товаров, продающихся, как правило, оптом (крупными партиями). Биржи, как правило, связывают покупателя и продавца с помощью специальных компьютерных систем. Пример - Московская межбанковская валютная биржа, торговля валютой и ценными бумагами на которой осуществляется с помощью специальных компьютерных программ, автоматизированных рабочих мест участников торгов. Продавец и покупатель на бирже лично не встречаются и даже не знают с кем заключают договор купли-продажи.

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:


Top