6+
Видеозанятия по обществознанию:
Видеолекции Видеолекции

Расскажите о сайте на своей странице в соцсети:

Лекция 12. Образование, его значение для личности и общества

Образование – важнейший компонент духовной культуры общества. Оно понимается обычно в нескольких смыслах:
1) совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, компетенций, приобретённых человеком самостоятельно, либо в процессе обучения в специально созданных учебных заведениях, как правило подтверждённая документами (аттестатом, дипломом и т.п.). Можно сказать – «у человека есть высшее образование», употребив изучаемый термин в этом смысле;
2) целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в специально созданных учебных заведениях. Употребляя термин «образование» в этом смысле, можно сказать – «в школе осуществляется процесс образования»;
3) социальный институт, представленный учебными заведениями, призванный готовить и включать людей в различные сферы жизни общества, приобщая их к культуре данного общества, осуществляя передачу им социального опыта предшествующих поколений. К этому социальному институту можно отнести, например, школу.

Образование выполняет многообразные функции, среди которых можно выделить основные:
- культурная – распространение культуры в обществе, трансляция культурных достижений новым поколениям;
- социальная – помощь индивидам в достижении новых статусов. Образование – важнейший канал социальной мобильности, средство получения новых статусов. Получив образование, человеку легче получить новый статус;
- воспитательная – формирование у представителей молодого поколения ценностных установок, жизненных идеалов; воспитание учащихся;
- экономическая – формирование социально-профессиональной структуры общества, развитие профессиональных экономических сообществ, помощь в развитии экономики через передачу профессиональных знаний и т.п.

С 1 сентября 2013 года в России действует новый закон «Об образовании в РФ». Он изменил систему отечественного образования. Отныне система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Законом установлены уровни образования и соответствующие им учебные заведения:
- дошкольное (детский сад или специальные воспитательные заведения для детей);
- начальное общее (4 класса общеобразовательной школы);
- основное общее (9 классов школы);
- среднее общее (полный курс общеобразовательной школы);
- среднее профессиональное (профессиональные училища, техникумы, колледжи);
- высшее образование – бакалавриат (как правило, полный курс составляет 4 года в институте, академии, университете);
- высшее образование – специалитет, магистратура (как правило, 5 лет для специалитета или 2 года дополнительно к бакалавриату для магистратуры в институте, академии, университете);
- высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура для медиков при вузах, научных учреждениях).

Кроме упомянутых, в нашей стране действует целая сеть учреждений дополнительного образования – бизнес-школ, языковых, театральных, музыкальных школ, курсов и т.п.

В России для граждан, не достигших 18-летнего образования, обязательным является получение основного общего образования. Родители обязаны обеспечить возможность получения их детьми основного общего образования. Государство гарантирует бесплатность и общедоступность общего образования любого уровня, а также на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего образования.

Образование – динамичный социальный институт, изменяющийся в соответствии с требованиями времени. Можно выделить тенденции развития образования:
- гуманизация образования – повышение внимания учебных заведений, их администрации и педагогов, преподавателей к личности учащихся, их потребностям и интересам. Гуманизация может проявляться в запрете несправедливых наказаний, индивидуализации образования, создании особых условий для инвалидов, расширении сети разнообразных учебных заведений и т.п.;
- гуманитаризация образования – повышение роли гуманитарных и социальных предметов (истории, права, политологии, культурологии, экономики, социологии и т.п.) в образовательном процессе школ, вузов, выделение на их изучение большего количества часов в учебных планах;
- демократизация образования – расширение прав и свобод образовательных учреждений, преподавателей и учащихся, повышение доступности образования, в том числе и для низших слов общества;
- компьютеризация образования – расширение сферы применения новейших компьютерных технологий в образовательном процессе. К примеру, во многих школах уже сегодня используются не только обучающие компьютерные программы, но и интерактивные доски и т.п.;
- интернационализация образования – интеграция (сближение) образовательных систем разных стран, приведение их к единому стандарту. Например, сегодня во многих странах идёт т.н. Болонский процесс – создаётся единая система уровней высшего образования – бакалавриат и магистратура. Наша страна тоже несколько лет назад ввела бакалавриат и магистратуру вместо специалитета;
- увеличение продолжительности образования – тенденция, проявляющаяся в удлинении сроков как общеобразовательной, так и профессиональной подготовки. Так, сегодня активно развивается идея «образование через всю жизнь», смысл которой в том, что даже после окончания вуза человек должен продолжать образование в форме самообучения, либо периодически повышать свою квалификацию на курсах, чтобы оставаться востребованным специалистом.

Видеолекция по теме:


Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:


Top