Лекция 11. Наука и научное мышление
Наука – часть современной духовной сферы жизни общества. Обычно её понимают в трёх вариантах. Итак, наука - это:
1) социальный институт, представленный особыми учреждениями (академии наук, научно-исследовательские институты и т.п.), производящими новые научные знания;
2) отрасль духовной деятельности, направленная на получение новых знаний для общества (научно-исследовательские, опытные и конструкторские разработки, научные исследования и т.п.);
3) особая система знаний (например, наука биология, химия).
- науки о природе - естественные науки: биология, химия, экология и т.п.;
- науки о человеке и обществе - гуманитарные и социальные науки: антропология (философская наука о сущности человека), этика (наука и добре и зле, должном и недолжном поведении), эстетика (наука о прекрасном, об эталонах красоты), история, филология и т.п.;
- науки о технике - технические науки: механика, металлургия и т.п.;
- науки о числовых закономерностях - математические науки: математика, алгебра и т.п.
Наука - явление теоретическое. Однако, она связана с практикой. По степени связи с практикой можно выделить науки:
- фундаментальные - в них отсутствует прямая ориентация на практику. Фундаментальные науки изучают наиболее абстрактные закономерности. Примерами таких наук является математика, антропология, история и т.п.;- прикладные - науки, прямо направленные на практику, решение производственных и социальных проблем. К прикладным наукам можно отнести механику, металлургию, экономику и т.п.
Наука выполняет целый ряд функций. Выделим основные функции науки:
- познавательная – наука осуществляет познание мира, поиск и объяснение законов его развития;
- прогностическая – наука на основе исследований настоящего пытается представить картину будущего;
- социальная – наука помогает обществу;
- материально-производственная – наука через внедрение новейших достижений, разработанных учёными, развивает производственную сферу;
- мировоззренческая – наука влияет на формирование мировоззрения, помогая человеку не только объяснить известные человеку знания о мире, но и выстроить их в систему.
Иногда представляет трудности задача определить функцию науки в каком-либо примере. Ведь, например, занимаясь проблемами разработки нового материала для строительства дорог, учёный и познаёт новое, и пытается помочь обществу. Важно понять – функция определяется по главной цели деятельности учёного в примере. В данном случае главное для деятеля науки – попытки помочь обществу. Значит функция – социальная. А вот если учёный-астроном, изучая карту движения небесных светил, пытается предсказать развитие Вселенной на миллионы лет вперёд, то наука в данном случае выполняет прогностическую функцию. Ибо главная цель науки в данном случае - составить прогноз. Если же историк-учёный исследует историю похода Ивана Грозного на Крым, то в данном случае главной функцией науки является познавательная.
Наука – сложный элемент духовной культуры, развивающийся противоречиво. Долгое время науковеды полагали, что наука развивается эволюционно – плавно, постепенно, за счёт приращения знаний. Американский философ Т. Кун в середине ХХ века выдвинул иную теорию развития научного знания – как скачкообразный, революционный процесс, проявляющийся в форме периодической смены научных парадигм. Парадигма – крупное научное открытие, изменяющее вектор развития науки и являющееся образцом постановки и решения научных проблем на определённое время вперёд. Например, современной парадигмой науки являются нанотехнологии.
Смена научных парадигм – научная революция. Она переворачивает фундаментальные положения науки. К примеру, в средневековье считалось, что Солнце движется вокруг Земли. Однако Николай Коперник изменил научную парадигму, доказав, что Земля вращается вокруг Солнца. Это открытие перевернуло многие положения науки, доселе считавшиеся неопровержимыми.
Научное знание – «кирпичик» науки. Научное знание неоднородно. Часть таких знаний доказана абсолютно, в отношении другой части учёные пытаются вывести доказательство и т.п. Научное знание обычно выражается в следующих формах:
- гипотеза – предположение, основанное на интуиции, научных законах, косвенно затрагивающих проблему исследования, фактах, известных науке. К примеру, учёный собрал множество фактов о том, как развивается цветковое растение. Исходя из первичного просмотра данных, он выдвинул гипотезу - большинству цветковых растений необходим солнечный свет;
- закономерность – установленная наукой связь между двумя или более явлениями, фактами. Научной закономерностью можно считать связь между революцией и падением уровня развития экономики в стране: свержение власти чаще приводит к нестабильности экономического развития;
- научный закон – доказанная наукой закономерность, объективная, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями, фактами, процессами. Например, научный закон – приход циклона вызывает дожди и пасмурную погоду;
- теория – наиболее развитая форма научного знания, целостно отображающая закономерные и существенные связи в определённой области действительности. Научная теория включает ряд научных законов. К примеру, научной теорией является теория относительности А. Эйнштейна, включающая множество понятий, положений, законов.
Учёный, осуществляющий научное познание, пользуется специальными методами научного познания. От точности и грамотности их применения зависит результат исследования – какая истина будет получена и насколько знание окажется точным. Метод научного познания – это разработанная, обоснованная, совокупность приёмов исследования. позволяющая получить новое научное знание.
Следует напомнить, что научное познание предполагает два уровня – эмпирический (преследует цель собрать отдельные факты) и теоретический (ставит задачу обобщить собранные факты, выявить закономерности, доказать научные законы и сформулировать теорию). Методы также бывают двух уровней:
1. Методы эмпирического уровня познания:
- наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие объекта изучения, динамики его изменений без воздействия на него;
- эксперимент – исследование объекта или процесса путём целенаправленного воздействия на него в естественных или лабораторных условиях;
- анкетирование – массовый письменный опрос;
- интервьюирование – устная беседа с участником какого-либо события. очевидцем и т.п.
2. Методы теоретического уровня:
- анализ – процесс мысленного или реального расщепления объекта изучения на простейшие составные части;
- синтез – обратный анализу процесс мысленного или реального воссоединения, «склеивания» частей в целое;
- абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных для исследователя свойств или признаков объекта изучения, выделение главного;
- моделирование – воспроизведение отдельных характеристик одного объекта на другом, создание мысленных или реальных копий объекта изучения – моделей;
- классификация – метод распределения объектов изучения по группам в соответствии с каким-либо критерием;
- индукция – обобщение, получение нового общего знания на основе уже известных частных посылок;
- дедукция – получение нового частного знания на основе уже доказанных общих законов и теорий.
Видеолекция по теме:
Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях: