Лекция 5. Мышление и деятельность
Мышление – это активный процесс отражения объективного (т.е. существующего независимо от человека) мира в понятиях, суждениях, гипотезах, теориях и т.п. Мышление – это процесс, совершающийся в коре головного мозга. Т.е. оно непосредственно связано с психическими процессами. Вместе с тем, мышление социально, поскольку использует закономерности, законы, теории, открытые человеческой практикой, обществом. И поэтому сам процесс мышления, как и его результаты, зависят от уровня развития науки, техники, самого общества. Пример: человек осмысливает сущность Вселенной. Это мышление. С учётом современного уровня развития науки, открытых закономерностей, теорий он размышляет о её бесконечности, о том, что невозможно найти её центр. В Древности, наоборот, человек думал бы, что в центре Вселенной - Земля - ибо таков был уровень развития науки.
Мышление – сложный процесс, который приводит к формированию нового знания. Можно выделить особенности мышления:
- Оно всегда обладает личностным началом. Субъект мышления – человек. Каждый человек обладает разными способностями, потребностями, интересами, волей и т.п. – а от этого и зависят мыслительные процессы. К примеру, учёный-астроном и школьник осмысливают особенности расположения звёзд на небосклоне. Результаты мышления, учитывая их разный уровень подготовки и профессионализма, у них, конечно, будут разными.
- Оно зависит от эмоционально-волевой стороны личности. Мышление чаще всего возникает по воле человека, на основе возникших у него потребностей, интересов и т.п. Примером может служить мыслительная деятельность человека, которая будет осуществляться после важной для него встречи. Человек сам, по своей воле, пытается осмыслить результаты этой встречи.
- Оно непосредственно связано с языком. Осуществляя мышление, человек выражает в языке мысли, образы, абстракции и т.п. Осмысливая, например, результат экзамена, человек выражает своё отношение к нему словами вслух или «про себя». Словами человек заменяет объекты действительности, в отношении которых осуществляет мышление. Без языка мышление невозможно - иначе в чём выражать мысли?
Мышление обычно разделяется на два вида:
- Образное мышление – осуществляется с опорой на наглядные объекты, их образы. Пример: в начальных классах детей часто учат операции сложения с помощью палочек или карточек – наглядно. В силу возраста им пока трудно абстрагироваться (удалиться) от наглядности и произвести подсчёт, например, в столбик.
- Абстрактно-логическое мышление – оперирует абстрактными понятиями, символами, знаками. Примером такого мышления является использование формул, научных терминов в процессе познания.
Мышление всегда сопутствует деятельности. Деятельность человека тем и отличается от инстинктивного поведения животных, что она осмысленна. Бобры, строящие плотину, не осознают сущности своих действий. Только человек может осознавать то, что он делает. Поведение животного может быть целесообразным, т.е. соответствующим будущему результату. Бобры при постройке плотин делают те действия, которые необходимы для этого. Но такой цели – построить плотину – они не ставят и не могут ставить.Деятельность человека поэтому целенаправленна, предполагает планирование. Человеческая деятельность также отличается от поведения животного творчески-преобразующим отношением к окружающему миру. Животное использует предметы природы, не создаёт ничего нового, что не заложено природой, в отличие от человека.
Деятельность – целенаправленная активность человека, преобразующая объекты мироздания. Примером деятельности может служить подготовка к экзамену по обществознанию - учащийся целенаправленно, осмысленно это осуществляет. Учёные разработали структуру деятельности:
- Субъект – человек, осуществляющий деятельность. Субъектом деятельности врача, например, будет сам врач.
- Объект – то, на что прямо направлена деятельность (объект, процесс, внутреннее состояние человека, социальные отношения и т.п.).
- Средства – то, с помощью чего осуществляется деятельность. В гуманистической философской науке считается, что человек не может быть объектом или средством чьей-либо деятельности. Например, объектом деятельности врача, который лечит больного, будет не сам больной человек, а его болезнь, субъекты - врач и больной, а средствами могут выступать медицинские препараты, лекарства.
- Мотив – то, что движет человеком в его деятельности. В качестве мотива могут выступать потребности, интересы, идеалы, эмоции и т.п. Мотивом учебной деятельности абитуриента, желающего подготовиться в ЕГЭ, может быть желание в дальнейшем стать авторитетным членом общества, повысить социальный статус.
- Цель – конкретный, запланированный, представляемый в уме субъекта результат, достижимый в этой деятельности. Целью деятельности, обозначенной в предыдущем примере (учёба абитуриента) будет успешная сдача ЕГЭ и поступление в вуз.
- Результат – достигнутая или не достигнутая цель. Результатом деятельности по подготовке к ЕГЭ может быть успешная (или, наоборот, провальная) его сдача и получение соответствующего балла.
Деятельность человека многообразна и проявляется во множестве сфер окружающего мира. По критерию объекта деятельность можно разделить на следующие виды:
- Материальную деятельность – это деятельность, основной объект которой представлен в материальном мире (предметы природы, общество, бытовые приборы и т.п.). Примеры материальной деятельности - изготовление стула плотником, распечатка документов и т.п.
- Духовную деятельность– деятельность, которая предполагает работу с объектами духовного мира (произведения, стихи и т.п.). Примеры такой деятельности - написание стихотворений, прозаических текстов, воспитание человека и т.п.
Материальная и духовная виды деятельности взаимосвязаны. Например, плотник, создавая стул (материальная деятельность), продумывает его образ (духовная деятельность). Или: учитель воспитывает школьников (духовная деятельность), но при этом он проверяет тетради, выставляет отметки (материальная деятельность).
По направленности, по целям деятельность можно разделить на:
- Материально-производственную – деятельность направлена на создание или преобразование объектов материального мира. Примеры: изготовление стула; ремонт автомобиля; реконструкция дома.
- Социально-преобразовательную – деятельность направлена на преобразование социума, общественных отношений. Примеры: проведение судебной реформы; изменение пенсионной системы страны; принятие закона.
- Ценностно-ориентировочную (или ценностно-ориентационную) – деятельность направлена на ориентирование в ценностях, формирование мировоззрения, воспитание человека. Примеры: деятельность учителя по воспитанию школьников; разъяснение родителей правил поведения своим детям.
- Духовно-теоретическую– деятельность направлена на создание идей, духовных объектов. которые получают выражение в форме научного знания, художественных произведений и т.п. Примеры: написание стихотворений; разработка программы исследования.
- Духовно-практическую – деятельность направлена на сохранение, культивирование, передачу духовных ценностей. Примеры: образовательная деятельность учителя; работа музеев по сохранению культурного наследия.
- Прогностическую – направлена на предвидение возможных последствий каких-либо явлений, на формирование картины будущего, составление прогнозов. Примеры: прогнозирование последствий природных катаклизмов, деятельность астронома, предсказывающего движение небесных тел.
- Познавательную – направлена на познание чего-либо нового. Примеры: учебная деятельность учеников и студентов; исследовательская деятельность учёных.
Существует и другая классификация видов деятельности:
- Общение – деятельность по взаимному обмену информацией, эмоциями и т.п. между участниками. Общение – это совместная деятельность как минимум двух субъектов. Общение всегда сопутствует любой другой совместной деятельности.
- Труд – деятельность, главная цель которой – создание или изменение объектов материального или духовного мира. Трудовая деятельность во главу угла ставит результат.
- Игра – вид деятельности, главная цель которой – получение удовольствия или иной пользы от процесса, а не результата. Игра характеризуется условностями, необходимостью придерживаться правил всем участниками.
- Познание – деятельность, направленная на получение новой информации.
При любой классификации видов деятельности особо выделяется творческая деятельность - это деятельность, направленная на создание чего-то принципиально нового, не имеющего аналогов. К примеру, если учитель преподаёт предмет с помощью традиционных методов, - объяснение, тесты и т.п., - то это деятельность духовно-практическая, но не творческая. Творческой она будет тогда, когда учитель будет преподавать предмет с помощью им же разработанных методов, не распространённых широко в школе. В этом случае деятельность будет носить элемент новизны.
Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях: