маркер возрастных ограничений
найти на сайте:
рассказать о сайте:

Ключевые слова: глобальные проблемы, экологическая, демографическая проблемы, проблемы угрозы войны, эпидемий и пандемий, проблема "Север - юг".

Неограниченное потребление, антропоцентризм (рассмотрение человека как центра мироздания) привело к серьёзным глобальным проблемам, угрожающим ныне развитию человека и даже его существованию. Глобальные проблемы стали активно проявляться примерно в середине ХХ века.

Глобальные проблемы чаще всего возникают и усиливаются из-за безразмерных аппетитов человечества, потребительского отношения к природе. От решения глобальных проблем в дальнейшем зависит выживаемость человечества, ибо усиление эксплуатации природы, рост числа конфликтов на международной арене могут привести к уничтожению всего живого на планете.

Признаки глобальных проблем:
1) глобальные проблемы в той или иной степени затрагивают весь земной шар или основную его часть;

2) глобальные проблемы не могут быть решены усилиями одной страны.

Разные авторы выделяют различное количество глобальных проблем. Чаще всего в научных трудах представлены пять проблем:

1. Экологическая проблема - проблема загрязнения окружающей среды, атмосферы. Наиболее опасны два аспекта этой проблемы на глобальном уровне: а) разрушение озонового слоя атмосферы, который предохраняет землю и человека от чрезмерных доз ультрафиолетовых лучей; это может повлечь за собой ожоги и заболевания; б) "парниковый эффект", приводящий к глобальному потеплению; атмосфера покрылась слоем пыли, который задерживает испарение влаги, из-за этого становится теплее и начинают таять льды мирового океана, вечная мерзлота; это может повлечь за собой затопление части суши.

2. Проблема "Север - Юг" - проблема огромного разрыва в уровне развития стран Северного полушария и отсталого Юга. Если мысленно разделить Землю по экватору на два полушария, то можно увидеть закономерность - страны Южного полушария (Африка, Южная Америка) - отсталые. Бедность и разгул болезней, преступности - важнейшая черта их развития. Эти страны становятся сырьевым придатком развитых стран. Из них выкачиваются природные ресурсы за небольшую плату. Страны Северного полушария (Европа, США) - высокоразвитые.

3. Проблема распространения эпидемий и пандемий. Эпидемия - массовое заболевание, распространяющееся в каком-либо регионе планеты. В связи с увеличившейся мобильностью людей вирусы стали распространяться быстрее. Мир столкнулся с пандемией - массовым, бесконтрольно распространяющимся заболеванием сразу по всему земному шару. Недавняя пандемия - распространение свиного гриппа, который затронул все уголки планеты. Современные вирусы мутируют (изменяются) с большой скоростью, вследствие чего медицина не успевает разрабатывать лекарства и другие средства уничтожения таких вирусов. Так, например, до сих пор не разработано лекарство от лихорадки Эбола, распространяющейся ныне в странах Африки и уже переходящей в Европу.

4. Проблема угрозы новой мировой войны. Сегодня мировое сообщество накопило огромный ядерный потенциал, способный уничтожить всю землю. И если начнётся мировой конфликт, он может стать намного опаснее по последствиям, чем даже две страшные мировые войны ХХ века. Во многом поэтому страны мирового сообщества так серьёзно относятся к проблеме нераспространения ядерного оружия, строго засекречивают ядерные технологии.

5. Демографическая проблема - заключается в неравномерности распределения населения по планете. Можно выделить два аспекта этой проблемы: а) низкая рождаемость, которая приводит к старению населения, преобладанию в структуре населения доли пожилых людей, что влечёт за собой повышение нагрузки на плечи экономически активного населения (работающих); б) высокая рождаемость, которая может привести к нехватке жилья, питания. Оба аспекта негативно влияют на общество. Низкая рождаемость в настоящее время преобладает в основном в развитых странах. В них развиты институты планирования семьи; женщины больше заинтересованы в карьере, чем в семье. Последствие - "старение" общества. Высокая рождаемость чаще представлена в отсталых или развивающихся странах. 

Сохраните лекцию на своей странице в социальной сети: