маркер возрастных ограничений
найти на сайте:
рассказать о сайте:

Ключевые слова: реформа, революция, типология обществ, традиционное, аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества, модернизация.

Общественное развитие на земном шаре характеризуется нелинейностью и многовариантностью. В настоящее время насчитывается множество социумов (обществ), очень непохожих друг на друга. Все они развивались по-разному.

По характеру общественного развития можно выделить:
- реформы - как правило, медленные изменения, затрагивающие отдельные стороны общественной жизни. Чаще всего реформы проводятся "сверху", силой власти. Реформы бывают прогрессивные (приводят к положительным изменениям) и регрессивные (или реакционные, т.е. приводящие к отрицательным последствиям. Примером прогрессивной реформы может служить налоговая реформа Петра Первого. Вместо подворной подати, - налога, взимавшегося с семьи без учёта её размера, - он установил подушную подать - налог, взимавшийся с души, т.е. с человека. Так было более справедливо. Примером реакционной реформы может выступать постепенное закрепощение крестьян - они перестали быть свободными;

- революции - резкие, коренные изменения, приводящие к переворотам во всех сферах жизни общества. Пример революции - февральская буржуазная революция в России. Её результат - свержение монархии, коренное переустройство власти и всего общества.

Типология - дословно "наука о типах", или классификация - разделение на группы. В самом простом варианте общества можно классифицировать на дописьменные и письменные. Дописьменные общества не имеют письменности, а письменные могут передавать знания и опыт новым поколениям через письменный язык.

Однако эта классификация в настоящее время потеряла своё значение - в принципе, все общества в современном мире письменные. Учёные используют другую классификацию:

1. Традиционное (аграрное) общество. Признаки: господство сельского хозяйства; преобладание натурального хозяйства (производство для себя, а не для продажи); экстенсивные технологии (развитие производства за счет привлечения дополнительных ресурсов – рабочей силы, сырья); преобладание ручного труда; жизнь человека подчиняется законам природы; господствует общинная, корпоративная, государственная собственность, частная не представлена; социальная структура малоподвижна, низкая социальная мобильность; основа общества – семья и община; поведение человека регулируется традициями и обычаями; религия играет важную роль в жизни общества; преобладает коллективистское сознание (коллектив важнее, чем интересы отдельной личности).

Аграрным обществом был российский социум допетровской эпохи. В России отсутствовала промышленность, зато основной продукт создавался в сфере сельского хозяйства.

2. Индустриальное общество. Признаки: господство промышленности; развитие машинного производства, интенсивных технологий (развитие производства за счет внедрения новых, более современных технологий); человек – покоритель природы; преобладание частной собственности; социальная мобильность значительна; быстро идут процессы урбанизации (рост городского населения - так как в городах развивается промышленность); появляются новые классы - пролетариат, буржуазия; сословная структура общества уходит в прошлое; происходит секуляризация сознания (человек освобождается от зависимости церкви); право – главный регулятор поведения людей в обществе; индивидуализм - главный принцип сознания.

Индустриальным обществом можно признать российский социум XIX века. В России позапрошлого века была наиболее развита промышленность, социальное расслоение достигло наивысшего предела - рабочие трудились за гроши, однако экономика в целом развивалась. Создавались крупные заводы, фабрики.

3. Постиндустриальное (информационное) общество. Признаки: господство сферы услуг; развитие новых информационных технологий, сверхбыстрых систем связи (факс, Интернет); человеческая деятельность породила глобальные проблемы, которые угрожают существованию человеческой цивилизации; производство, особенно "грязное", начинает выводиться за пределы этого общества; очень высокая социальная мобильность (человек может работать, будучи не привязанным к месту - по интернету); основной класс – средний (владельцы мелких и средних фирм); уменьшение социального расслоения; формирование правового государства и демократического общества; образование играет ведущую роль; наука превращается в производительную силу развития общества.

"Классическим" примером постиндустриального общества является современная Япония. Это общество мелких магазинов, салонов по предоставлению разнообразных услуг и т.п. Часть японских заводов ныне в других странах. Япония осуществляет производство научных знаний, внедрение их в экономику.

Развитие общества, приводящее к переходу в новый тип общества (от аграрного к индустриальному, от индустриального к постиндустриальному) называется модернизацией. Модернизация может проходить как за счёт внутренних, так и внешних ресурсов. Исходя из этого выделяют:
- неорганическую (искусственную) модернизацию - происходит за счёт внешних заимствований, чаще всего осуществляется приказами власти, носит догоняющий характер. Типичный пример - ускоренная, часто неподготовленная модернизация СССР с лозунгами "Догнать и перегнать Америку!". Народ к такой модернизации зачастую не готов, она осуществляется с напряжением сил людей и всего общества. Такая модернизация чаще всего начинается с политической и экономической сфер;

- органическую (естественную) модернизацию - подготовлена всем предшествующим ходом развития общества, осуществляется естественно, за счёт внутренних  резервов. Такая модернизация, как правило, начинается с духовной и социальной сфер, и лишь потом затрагивает экономику и политику. Пример такой модернизации - постепенное развитие Европы, изменение менталитета европейцев, и лишь затем - экономические и политические трансформации.

Сохраните лекцию на своей странице в социальной сети:

 

Вы можете оставить свой отзыв о сайте в Гостевой книге.

Вам может быть интересно почитать лекции, порешать тестовые задания и оценить уровень своих знаний.

А ещё на сайте можно найти контрольно-измерительные материалы для подготовки к ЕГЭ.

Словарь терминов по обществознанию - незаменим при подготовке к ЕГЭ и урокам в школе.

Для уважаемых учителей - методические разработки, планы интересных уроков и внеклассных мероприятий.

Последние комментарии в обсуждениях: