маркер возрастных ограничений
найти на сайте:
рассказать о сайте:

Ключевые слова: человек, индивид, личность, индивидуальность, психика, антропогенез, задатки, способности, талант, гениальность.

Человек – это биосоциальное существо, или, по мнению многих современных учёных – биопсихосоциальное существо. В этом определении чётко выражены два начала человека - биологическое и социальное. Биологическое включает то, что «досталось» человеку от природы. Это начало получило название «индивид». Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, отличающийся от других биологическими признаками – внешностью, ростом, весом и т.п. Социальное начало человека аккумулировано в понятии «личность». Личность – комплекс социально значимых качеств человека, характеризующих его как члена общества – гражданская активность, взгляды, знания, умения, навыки. Личность формируется только в обществе, во взаимодействии с другими личностями.

Сущность человека можно выразить формулой: ЧЕЛОВЕК = ИНДИВИД + ЛИЧНОСТЬ. Сюда можно добавить еще психику.

Психика – феномен, по поводу которого в науке много споров. Её нельзя отнести однозначно ни к биологической, ни к социальной природе человека. Психика – существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Большинство учёных считает, что важнейшие компоненты психики закладываются при рождении, т.е. от природы, однако её развитие осуществляется уже в течение жизни человека. Психикой обладают и животные.

В отношении многих людей иногда употребляют слово «индивидуальность». Индивидуальность – это яркое, неповторимое своеобразие биологического и социального в человеке. Яркий комплекс его как биологических, так и личностных черт. К примеру, о великом русском поэте А.С. Пушкине с уверенностью можно сказать, что он индивидуальность.

В трактовках человека возможны две крайности. Абсолютизация биологического начала называется биологизаторством (биологизаторским подходом). По мнению сторонников этой крайности, судьба человека уже предопределена от рождения; по наследству передаются почти все основные качества человека. Социологизаторство (социологизаторский подход) - подход, абсолютизирующий социальные качества человека. Сторонники данного подхода, среди которых можно выделить Дж. Локка, считали, что новорождённый человек - "чистая доска", и опыт социальной жизни напишет на ней свои письмена. Этих двух крайностей желательно избегать в понимании человека.

Человек - сложнейший феномен. В науке до сих пор не решён вопрос о сущности его происхождения. Процесс появления и становления человека называется антропогенезом. Можно выделить несколько основных теорий антропогенеза, сложившихся в науке:
- религиозная теория - предполагает рассмотрение божественного происхождения человека. Человек - "образ и подобие Божье", творение бога. Данная теория, безусловно, представлена в Библии, Коране и т.д.;
- теория палеовизита - рассматривает внеземной источник происхождения человека. По мнению сторонников данной теории. пришельцы из космоса привнесли на Землю человеческие существа. Эта теория сегодня не пользуется популярностью;
- теория эволюции - предполагает поиск причин появления человека в биологической эволюции животных. Автор этой теории - Ч. Дарвин. По мнению сторонников этой теории, человек генетически связан с высшими млекопитающими, и, прежде всего, некоторыми наиболее развитыми обезьянами. С развитием эволюции появилось сознание, язык и иные социальные качества человека;

- трудовая теория - выделяет в качестве главной причины появления и становления человека современного типа труд. Автор этой теории - К. Маркс. Теория труда как главного фактора антропогенеза не противоречит теории эволюции, являясь, скорее, её продолжением.

Современный человек отличается от животных социальными качествами. Основные отличия связаны с тем, что человек:
- обладает членораздельной речью и мышлением;
- способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности; поведение животного изначально запрограммировано генетически; животное не осознаёт последствий своих действий;
- преобразует окружающую действительность;
- способен изготовлять орудия труда и использовать их при производстве материальных благ;

- удовлетворяет не только биологические, но и социальные потребности.

Поведение животных регулируется инстинктами, а их эмоции - проявления психики. Бобр, который строит плотину, не осознаёт сам процесс деятельности и не планирует строительство плотины - все его действия регулируются заложенными природой инстинктами. Разные собаки могут различно реагировать на внешние раздражители - одна громко лаять, другая, к примеру, убегать или затаиваться. Но и этого они не осмысливают - это лишь проявления психики и инстинктов. А психика может и у животных быть разной.

Человек тесно взаимодействует с природой. Это его естественная среда обитания, совокупность естественных условий существования человеческого общества. Взаимодействие человека с природой сегодня противоречиво. С одной стороны, человек может защищать экологию, ограничивать вредное воздействие на неё; с другой - загрязнять природу, проявлять потребительское к ней отношение.

Рождённый человек имеет задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Иными словами - природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности. Задатки передаются по наследству. Разовьются ли задатки в способности - зависит от жизненного пути человека, от его воспитания и обучения. Но даже не имея задатков, можно развить способности, просто это будет делать сложнее. Немало примеров, как имея слаборазвитые задатки, человек достигал высот. К примеру, И.А. Бунин, который довольно плохо учился в гимназии г. Ельца, имел далеко не отличные отметки по литературе, даже не закончил гимназический курс - однако это не помешало ему стать известным русским писателем и поэтом.

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности определяют успех человека в какой-либо сфере деятельности. Формируются они в ходе процессов обучения, воспитания, социализации. Т.е. способности социальные по сути. Иногда они могут развиться в талант - высочайшую ступень развития способностей, определяющих яркий, особенный успех человека в одной из сфер деятельности. Редко кто обладает гениальностью - высшей ступенью развития способностей, которая предопределяет особый успех человека сразу в большинстве сфер деятельности.

К примеру, родившийся человек имел задатки гуманитария - его родители также проявляли успехи в этих науках. Получив высшее педагогическое образование, он стал способным учителем истории. Его ученики легко воспринимали объяснения учителя, с интересом занимались. Возможно, учитель стал выдающимся, победил в конкурсах "Учитель года", его ученики достигли значительных результатов в олимпиадах - тогда о нём можно сказать, что он талантлив. А вот о М.В. Ломоносове с уверенностью можно заявить, что он гениален. Его уровень способностей позволил ему стать известным физиком, математиком, химиком, историком и т.п. "Он был сам нашим первым университетом" - сказал о нём А.С. Пушкин.

Сохраните лекцию на своей странице в социальной сети: