маркер возрастных ограничений
найти на сайте:
рассказать о сайте:

1. Рекомендации по решению заданий на анализ истинности суждений

При решении данного задания рекомендуется сначала определить его категоричность. Категоричное суждение - то, которое не допускает иных вариантов, часто содержит слова "всегда", "только", "никак иначе", "непременно", "единственный" и т.п. Некатегоричное суждение допускает иные варианты. Сравним два суждения:
 - "Человек, обладающий незаурядными природными задатками, НЕПРЕМЕННО становится талантливым и добивается успеха";

 - "Человек, обладающий незаурядными природными задатками, как правило, становится талантливым и добивается успеха".

Очевидно, первое суждение - категоричное. Об этом говорит слово "непременно" (т.е. обязательно, всегда). А всегда ли? Нет, конечно. Следовательно, суждение неверное. Второе суждение - некатегоричное. Оно подразумевает, что могут быть исключения из правил. И оно верное, поскольку чаще всего, действительно, незаурядный человек становится успешным и талантливым.

Таким образом, для того, чтобы убедиться в своих догадках относительно истинности или не истинности суждения, надо определить, категоричное ли оно. Категоричное суждение чаще всего не верное. Чтобы в этом убедиться - надо подобрать контрпример, опровергающий суждение. Если подобрали хотя бы один контрпример - суждение неверное. В редких случаях к категоричному суждению нельзя подобрать контрпример - тогда оно будет верным. Наоборот, некатегоричное суждение достаточно доказать одним или несколькими примерами - оно будет верным. Редкий случай - если это сделать невозможно - некатегоричное суждение будет неверным.

Потренируемся решать такие задания: 1. Предметы культуры могут существовать в материальной и духовной формах. Суждение некатегоричное. Необходимо подобрать пример, его доказывающий. Их - великое множество. Книга - предмет культуры, имеющий и материальную (листы, обложка), и духовную (текст, смыслы) формы. Доказали; суждение истинное. 2. Воздействие человека на природу всегда несёт отрицательные последствия. Суждение категоричное: об этом нам говорит слово "всегда". Оно не допускает иных вариантов. Категоричные суждения надо пытаться опровергнуть. 3. Любое проявление властных отношений в обществе связано с деятельностью государства. И вновь суждение - категоричное. Об этом свидетельствует слово "любое" (никак иначе, только так, всегда!). Пытаемся опровергнуть. Семейные отношения, взаимодействие начальника и подчинённых на работе и т.п. предполагает властные отношения, но не связано с деятельностью государства. Суждение неверное. 4. Тоталитаризм - один из результатов развития постиндустриального общества. Суждение некатегоричное ("один из результатов" - могут быть и другие). С таким суждением надо попытаться согласиться, подобрав пример. Вот только сделать это будет невозможно, ибо тоталитаризм - это политический режим, никак не связанный с типом общества (постиндустриальным обществом). Одно на другое влиять не может. Суждение неверное.

2. Рекомендации по написанию эссе

Эссе - это целостное рассуждение автора по какой-либо проблеме. На ЕГЭ выпускнику обычно предоставлено несколько суждений на выбор.

Чтобы написать эссе на высокую оценку, придерживайтесь следующих рекомендаций:

- внимательно прочитайте и проанализируйте все предложенные цитаты для написания эссе;

- выберите наиболее подходящую и интересную для вас тему. При написании эссе необходимо использовать знания обществоведческого курса – понятия, теоретические положения, поэтому качественно выполнить задание на незнакомом или непонятном содержании достаточно трудно. Выбирайте такое суждение, по которому сможете привести теоретическое обоснование и примеры. Вы должны знать теоретический материал по теме и оперировать понятиями по этой теме, иметь личный опыт или уметь привести аргументы из общественной жизни или истории. Очень важно соотнести выбранную тему с предложенным контекстом ее раскрытия. Если тема эссе предложена по разделу "Экономика", то понятия, теоретические положения и фактическая аргументация должны быть в онтексте этого раздела Необходимо, чтобы в эссе прослеживалась логика. Эссе предполагает логически связное рассуждение, в заключении которого делаются обоснованные выводы;

- определите главную мысль высказывания. Для этого важно установить тематическую связь высказывания с обществоведческим курсом;

- подберите теоретический материал по данной теме. Определите, какими понятиями вы будете пользоваться, какие теоретические положения вам нужно раскрыть;

- определитесь, согласны вы или нет с высказыванием, набросайте аргументы «за» и «против»;

- для каждого аргумента подберите примеры, факты из общественной жизни, истории и/или личного опыта. Именно реальные факты, а не абстрактные рассуждения (что является одной из типичных ошибок при написании эссе). Факты должны быть из разных сфер жизни (совреенная общественная жизнь, история, книги, фильмы и т.п.);

- проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе.

- сформулируйте обобщающий вывод.

Проект демонстрационной версии Единого государственного экзамена по обществознанию 2017 года утвержден Рособрнадзором в августе 2016 года. Обратите внимание, что это пока только проект, и говорить об окончательном варианте демоверсии говорить нельзя. Предполагается, что в новых контрольно-измерительных материалах ЕГЭ-2017 по обществознанию не будет задания на определение фактического, оценочного и теоретического суждений. Демоверсию можно скачать здесь.

Демонстрационный вариант ЕГЭ представляет возможность оценить структуру и уровень сложности ЕГЭ. Его задания не используются в контрольно-измерительных материалах реального ЕГЭ.

Кодификатор ЕГЭ 2017 года по обществознанию существенных  изменений не претерпел. Структура тем осталась той же. Документ можно скачать здесь.

Демоверсия ЕГЭ-2016

Кодификатор ЕГЭ-2016

Демоверсия ЕГЭ-2015.

Кодификатор ЕГЭ-2015.

Страница в разработке